Как заниматься развитием ребенка и подготовкой к школе грамотно, чтобы занятия приносили пользу и были ребенку в радость? Мы предлагаем четыре ключевых правила, построенные на психологических закономерностях овладения новыми навыками и обучения в целом. В соответствии с этими правилами вы можете выстроить индивидуальную программу развития для своего ребенка, используя любыеметодики, игры, книги.
Это может быть развитие отдельных навыков, которые ребенок должен освоить к школе (например, умение логически мыслить). А могут быть те слабые места, которые вы заметили и решили подтянуть, потому что именно в них кроется причина отставания или неуспешности. К примеру, сложности удержания и переключения внимания могут повлечь за собой целую череду других проблем. Можно использовать эти правила просто как подсказки к правильным действиям, когда вы помогаете ребенку чему-то научиться.
Важно помнить, что такие сложные навыки, как письмо, чтение, счет, овладение иностранным языком опираются на базовые психические функции: внимание, память зрительную и слуховую, зрительное, зрительно-пространственное и слуховое восприятие, фонематический слух, моторную координацию, различные виды мышления. В дошкольном возрасте развитие базовых психических функций крайне важно, это позволяет заложить прочный фундамент для дальнейшего успешного обучения.
4 правила развивающих занятий:
1. Правило одной трудности
Нужно держать в голове цель, над чем именно вы сейчас работаете. Если вы работаете над развитием зрительной памяти, то ваши задания не должны быть слишком трудными, например, с точки зрения удержания и переключения внимания. Дайте ребенку возможность сконцентрироваться на главном.
2. Задания должны быть выстроены от простого к сложному относительно «слабого звена» ребенка, над которым вы работаете
К примеру, сначала ребенок запоминает небольшое количество простых зрительных образов, постепенно их количество увеличивается, они становятся визуально «зашумленными», схожими или малознакомыми.
3. Взрослый берет на себя функции слабого звена, которое есть у ребенка, и постепенно передает их ребенку
Это похоже на помощь малышу, который только учится ходить. Сначала вы держите его достаточно крепко, чтобы он не упал. В дальнейшем вы поддерживаете его ровно настолько, чтобы он не потерял равновесие, постоянно подстраиваясь под него. В развитии когнитивных функций придерживайтесь этого же «золотого правила».
Можно выделить три параметра, по которым варьируется степень помощи взрослого и степень сложности заданий:
- От совместного выполнения к самостоятельному
Начните выполнять задание вместе. Рассуждайте вслух, покажите, как вы решаете эту задачу (например, складываете два числа); как запоминаете, как пишется буква; логически рассуждаете, какой из предметов лишний; пытаетесь выучить короткий стишок. Вначале подсказывайте ребенку сразу, как только он столкнулся с трудностью. Постепенно сокращайте степень своей помощи и вовлеченности в выполнение задания, увеличивайте степень его самостоятельности.
- От внешних «помощников» к внутренним
Вначале предложите ребенку внешние опоры, которые будут ему дополнительными помощниками в работе. Когда он учится писать буквы – поставьте опорные точки; когда он учится считать, используйте сначала счетные палочки, а затем числовую прямую; когда он запоминает ряд слов, он может придумать пиктограмму или значок, который затем поможет вспомнить конкретное слово. Постепенно убирайте опору: тот способ, который раньше был внешним, станет внутренним психическим инструментом.
Это очень важный навык – придумывать себе такие внешние опоры, помогающие выполнить задания. Этот навык впоследствии пригодится в школе (вспомните, к примеру, что правильно нарисованная схема к задаче по физике – это половина решения).
- От развернутого поэлементного действия к целостному
Разбейте то задание, которое ребенок должен сделать, на результат и несколько подзадач, шагов к этому результату. Покажите, какой путь он должен пройти. При обучении письму выделите элементы буквы; тренируя зрительную память, внимательно рассмотрите все элементы картинки; нарисуйте значками план действий.
4. Эмоциональная вовлеченность в работу
Ребенку должно быть интересно! Утверждение банальное, но крайне важное. Попробуем его конкретизировать и наметить возможные способы воплощения.
- Ребенку, как и взрослому, важно видеть цель: зачем он всем этим занимается, к чему идет. Почаще показывайте динамику (5 дней назад, тренируя внимание, тебе удалось за 1 минуту найти 10 букв «о», а сегодня уже 30). Для детей постарше рисуйте графики, картинки, дневники достижений. Это действительно вдохновляет даже малышей!
- Превратите скучное задание в игру. Придумайте любую, пусть даже самую простую историю, использую любимых персонажей вашего ребенка (10 картинок нужно запомнить Молнии Маккуину, чтобы поймать главаря банды драндулетов…). Для дошкольников ведущей деятельностью являетсяигра, а вовсе не учеба! А для родителей это хорошая тренировка фантазии и воображения.
- Пусть ребенок станет «учителем», поменяйтесь с ним местами. Пусть теперь он вас учит, а вы делайте ошибки. Возможно, он захочет научить чему-то свои любимые игрушки или младших братьев и сестер.
- Играйте в настольные игры, подбирая их соответственно целям вашей работы. Игры на внимание, игры с правилами, конструктор для развития зрительно-пространственных функций, мозаика для работы с тонкой моторикой.
- То время, которое вы проводите с ребенком, бесценно. Пусть именно оно станет источником для положительных эмоций. Ваше хорошее настроение, радость, которую вы испытываете от общения с ребенком, гордость за его достижения заразительны. Важны не столько результаты, сколько сам процесс. Пусть малыш будет учится чему-то чуть медленнее, но он будет чувствовать, что вы вместе, вы помогаете ему развиваться и продвигаться вперед, пускай даже очень маленькими шажками