Признаки рефлексивной деятельности

Описание характеристик рефлексивной деятельности  по В.В. Давыдову

(адаптированные применительно к консультативной форме работы)

ИНТЕНЦИЯ

  1. произвольная остановка в процессе решения;
  2. фиксация “тупика” или “разрыва” в процессе деятельности;
  3. вопросы к консультанту, содержащие ожидание подсказки, помощи;
  4. вопросы к консультанту, содержащие ожидание оценки своей деятельности;
  5. вопросы — “как делать?”, “как двигаться дальше?”;
  6. появление речевых высказываний с оценкой собственной деятельности;
  7. фиксация ошибок, трудностей и препятствий в работе;
  8. появление речевых высказываний, направленных на самоуправление, саморегулирование, самоорганизацию.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

  1. поиск направления, по которому следует двигаться для решения проблемы;
  2. наличие однородности речевых функций (фиксация только условий деятельности или только ее продуктов);
  3. поиск элементов деятельности, включение которых даст возможность найти решение проблем;
  4. категориальная отнесенность того или иного элемента деятельности, выраженная в речевой продукции; попытки создания элементов моделей и их схематизация.

СООРГАНИЗАЦИЯ

  1. поиск функционального места анализируемого элемента в общей структуре деятельности;
  2. установка связей найденного элемента с другими элементами деятельности;
  3. осуществление попыток совершенствования своей профессиональной деятельности в плане мысленного эксперимента;
  4. анализ условий процесса переноса освоенного нового способа мышления в реальную профессиональную деятельность;
  5. формирование стремлений к инновационной деятельности.

 

СХЕМАТИЗАЦИЯ

  1. рисование схем, рисунков , замещающих вербальную коммуникацию;
  2. рисование схем и рисунков, для возникновения адекватного общего понимания предмета обсуждения;
  3. рисование схем, как средства достижения более ясного собственного понимания;
  4. наличие свернутой, сокращенной речи, фиксирующей только существенные связи и отношения (схематизация посредством слов);
  5. рисование схемы для достижения взаимопонимания при взаимодействии с консультантом;
  6. рисование схем для обнаружения ошибок в рассуждениях;
  7. применение различных форм жестикуляции ( например имитирующих стратегию собственного движения в решении проблемы: мы движемся по кругу);
  8. обращение к образам, иллюстрирующим этапы мыслительной работы.

 

ОБЪЕКТИВАЦИЯ

  1. просьбы по уточнению текста, схемы для получения адекватного понимания;
  2. перевод текста другого в собственные понятия и представления (на “свой язык”);
  3. отсутствие ярко выраженных эмоций по поводу своей работы;
  4. беспристрастный характер анализа собственной деятельности;
  5. отношение к самому себе как к партнеру по общению.

 КРЕАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

  1. способность к поиску и нахождению творческих решений;
  2. квалифицирование полученных решений как нестандартных;
  3. явление мысленного инсайта или “ага”-эффекта;
  4. анализ собственной профессиональной деятельности с позиций нового интеллектуального опыта, полученного в консультации.

Комментарии закрыты.