Описание характеристик рефлексивной деятельности по В.В. Давыдову
(адаптированные применительно к консультативной форме работы)
ИНТЕНЦИЯ
- произвольная остановка в процессе решения;
- фиксация “тупика” или “разрыва” в процессе деятельности;
- вопросы к консультанту, содержащие ожидание подсказки, помощи;
- вопросы к консультанту, содержащие ожидание оценки своей деятельности;
- вопросы — “как делать?”, “как двигаться дальше?”;
- появление речевых высказываний с оценкой собственной деятельности;
- фиксация ошибок, трудностей и препятствий в работе;
- появление речевых высказываний, направленных на самоуправление, саморегулирование, самоорганизацию.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- поиск направления, по которому следует двигаться для решения проблемы;
- наличие однородности речевых функций (фиксация только условий деятельности или только ее продуктов);
- поиск элементов деятельности, включение которых даст возможность найти решение проблем;
- категориальная отнесенность того или иного элемента деятельности, выраженная в речевой продукции; попытки создания элементов моделей и их схематизация.
СООРГАНИЗАЦИЯ
- поиск функционального места анализируемого элемента в общей структуре деятельности;
- установка связей найденного элемента с другими элементами деятельности;
- осуществление попыток совершенствования своей профессиональной деятельности в плане мысленного эксперимента;
- анализ условий процесса переноса освоенного нового способа мышления в реальную профессиональную деятельность;
- формирование стремлений к инновационной деятельности.
СХЕМАТИЗАЦИЯ
- рисование схем, рисунков , замещающих вербальную коммуникацию;
- рисование схем и рисунков, для возникновения адекватного общего понимания предмета обсуждения;
- рисование схем, как средства достижения более ясного собственного понимания;
- наличие свернутой, сокращенной речи, фиксирующей только существенные связи и отношения (схематизация посредством слов);
- рисование схемы для достижения взаимопонимания при взаимодействии с консультантом;
- рисование схем для обнаружения ошибок в рассуждениях;
- применение различных форм жестикуляции ( например имитирующих стратегию собственного движения в решении проблемы: мы движемся по кругу);
- обращение к образам, иллюстрирующим этапы мыслительной работы.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ
- просьбы по уточнению текста, схемы для получения адекватного понимания;
- перевод текста другого в собственные понятия и представления (на “свой язык”);
- отсутствие ярко выраженных эмоций по поводу своей работы;
- беспристрастный характер анализа собственной деятельности;
- отношение к самому себе как к партнеру по общению.
КРЕАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
- способность к поиску и нахождению творческих решений;
- квалифицирование полученных решений как нестандартных;
- явление мысленного инсайта или “ага”-эффекта;
- анализ собственной профессиональной деятельности с позиций нового интеллектуального опыта, полученного в консультации.