Наблюдение
Весь процесс взаимодействия с ребенком надо отслеживать. Есть ряд признаков, по которым можно фиксировать специфику протекания внутренних процессов. В свое время В.В. Давыдов с сотрудниками провели интересное исследование, в котором выявили признаки рефлексивной и мыслительной деятельности (см. в отдельной ссылке).
Есть еще ряд признаков, которые обязательно следует учитывать. Они связаны с внешним проявлением эмоций, мыслительной активности, индивидуальными особенностями ребенка, тактическими и стратегическими шагами, которые совершает ребенок, с уровнем интенсивности совершаемых усилий, с утомлением и другими особенностями протекания познавательной деятельности.
Кроме того, важно замечать обобщающие параметры, такие, как структура и последовательность деятельности (см. напр. структура учебной деятельности), соотношение временных отрезков выполнения отдельных заданий или видов деятельности, поведение ребенка на каждом этапе, его эмоциональная реакция на определенные стимулы и т.д.
Внешние признаки наблюдения
в соотношении со спецификой протекания внутренних процессов:
Наблюдаемые проявления |
Внутренние процессы |
Общая активность:
|
Общая работоспособность и сосредоточенность, темперамент:
|
Фокусировка взгляда
|
Сосредоточенность
|
Застывание на месте, либо беспокойство и суетливая активность, прекращение деятельности | Утомление |
Постоянное прекращение деятельности на какие-то паузы, затрудненное возвращение к работе после того, как учитель или психолог напоминают о ней, неспособность самому заставить себя работать | Высокая утомляемость, скорее всего МДМ |
Приостановка деятельности, но взгляд сосредоточенно расфокусирован, направлен в пространство, при этом руки, скорее всего, рисуют что-то на листочке бумаги, причем пауза заканчивается чем-то вроде «О! Понял!» | Продуктивная пауза, обдумывание на уровне глубокого смысла |
Шевеление губами, движение кадыка во время обдумывания проблемы | Внутренняя речь, проговаривание. Скорее всего, обдумывание проблемы, уровень трудности которой — на пределе возможностей ребенка |
Характер жестов, их траектория | Проявление ментальной схемы (часто неосознаваемой), соответствующей решению задачи |
Телесная активность в процессе обдумывания, ритмическое покачивание или постукивание | Привлечение сенсорной (тактильной, двигательной, слуховой) памяти |
Последовательность выполнения действий:
|
Стратегия и эффективность выполнения деятельности
|
Посторонние (не относящиеся к делу) действия, слова, интерес к случайным событиям | Утомление, снижение уровня внимания |
Почти полная независимость в выполнении задания, быстрое понимание подсказки, подсказки либо вообще не нужны, либо нужны совсем небольшие | Большая ЗБР (зона ближайшего развития) |
Способность перенести познавательный прием, обнаруженный самостоятельно, либо подсказанный педагогом (психологом), с одного содержания на другое, с одной задачи на другую | Обучаемость |