Наблюдение в процессе диагностико-коррекционного взаимодействия

Наблюдение

Весь процесс взаимодействия с ребенком надо отслеживать. Есть ряд признаков, по которым можно фиксировать специфику протекания внутренних процессов. В свое время В.В. Давыдов с сотрудниками провели интересное исследование, в котором выявили признаки рефлексивной и мыслительной деятельности (см. в отдельной ссылке).

Есть еще ряд признаков, которые обязательно следует учитывать. Они связаны с внешним проявлением эмоций, мыслительной активности, индивидуальными особенностями ребенка, тактическими и стратегическими шагами, которые совершает ребенок, с уровнем интенсивности совершаемых усилий, с утомлением и другими особенностями протекания познавательной деятельности.

Кроме того, важно замечать обобщающие параметры, такие, как структура и последовательность деятельности (см. напр. структура учебной деятельности), соотношение временных отрезков выполнения отдельных заданий или видов деятельности, поведение ребенка на каждом этапе, его эмоциональная реакция на определенные стимулы и т.д.

Внешние признаки наблюдения

в соотношении со спецификой протекания внутренних процессов:

Наблюдаемые проявления

Внутренние процессы

Общая активность:

  • динамика действий
  • направленность действий
Общая работоспособность и сосредоточенность, темперамент:

  • слабый-сильный тип темперамента
  • Сосредоточенность на конкретном деле либо рассеянность (гиперкинетичность)
Фокусировка взгляда

  • расфокусированный, но сосредоточенный взгляд
  • расфокусированный, но не сосредоточенный взгляд
  • сфокусированный на объекте
Сосредоточенность

  • активный процесс представления или воображения, процесс обдумывания чего-либо, активное правое полушарие
  • расслабленность, мечтательность
  • сосредоточенное обдумывание, включение этого объекта в решение
Застывание на месте, либо беспокойство и суетливая активность, прекращение деятельности Утомление
Постоянное прекращение деятельности на какие-то паузы, затрудненное возвращение к работе после того, как учитель или психолог напоминают о ней, неспособность самому заставить себя работать Высокая утомляемость, скорее всего МДМ
Приостановка деятельности, но взгляд сосредоточенно расфокусирован, направлен в пространство, при этом руки, скорее всего, рисуют что-то на листочке бумаги, причем пауза заканчивается чем-то вроде «О! Понял!» Продуктивная пауза, обдумывание на уровне глубокого смысла
Шевеление губами, движение кадыка во время обдумывания проблемы Внутренняя речь, проговаривание. Скорее всего, обдумывание проблемы, уровень трудности которой — на пределе возможностей ребенка
Характер жестов, их траектория Проявление ментальной схемы (часто неосознаваемой), соответствующей решению задачи
Телесная активность в процессе обдумывания, ритмическое покачивание или постукивание Привлечение сенсорной (тактильной, двигательной, слуховой) памяти
Последовательность выполнения действий:

 

  1. начиная с обзора целого (общий взгляд на всё, что есть в исходной информации), и затем переход к уточнению деталей;
  2. начиная с перебора отдельных аспектов, деталей, частностей, через попытки их соединения, длительное движение от частного аспекта к частному и лишь в конце удачное складывание в целое общее (не всегда);
  3. чередование внимания то к деталям, то к общему целому
Стратегия и эффективность выполнения деятельности

  1. Правильная стратегия от общего к частному, стремление сформировать общую ментальную репрезентацию решаемой проблемы, затем её партикуляризация (наполнение деталями)
  2. Стратегия выполнения от частного к частному считается неэффективной, так как требует затрат на попытки связать поочередно частные аспекты между собой, характерна для невысокого когнитивного ресурса, так проявляется неспособность удерживать и соотносить между собой несколько когнитивных элементов;
  3. Переходная стратегия, актуальна в большинстве случаев
Посторонние (не относящиеся к делу) действия, слова, интерес к случайным событиям Утомление, снижение уровня внимания
Почти полная независимость в выполнении задания, быстрое понимание подсказки, подсказки либо вообще не нужны, либо нужны совсем небольшие Большая ЗБР (зона ближайшего развития)
Способность перенести познавательный прием, обнаруженный самостоятельно, либо подсказанный педагогом (психологом), с одного содержания на другое, с одной задачи на другую Обучаемость

Комментарии закрыты.