Пространственный характер ментальной репрезентации знания и возможность его транслирования с помощью аналогии как основа понимания

Недавно опубликовали мою обзорную статью, в которой я излагаю основную логику своей давно придуманной (сформировавшейся в голове) теории. Это моя давняя мечта — сделать такое обобщающее описание. Но на большее, чем экспериментальные исследования по отдельным проблемам (статья «Способность к воссозданию…») или вот такие краткие обзоры, пока не хватает ни сил, ни времени (перфекционизм, ч… бы его побрал!). Ну хоть так…

Ниже аннотация из обзорной статьи Белых С.Л. Пространственный характер ментальной репрезентации знания и возможность его транслирования с помощью аналогии как основа понимания // Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017: материалы Всероссийской конференции (Казань, 30 октября – 3 ноября 2017 г.). – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. С.9-15.:
.

Аннотация

Объединение ряда изученных явлений когнитивной сферы в целостную картину можно сделать на основе конструкта «Пространственная природа ментальной репрезентации знания (значения, смысла)». Логика решения проблемы: ментальная репрезентация (схема) значения, смысла имеет абстрактную пространственную структуру, которая требует партикуляризации для понимания конкретного объекта (Ж.Ф. Ришар). Она является инвариантной основой значения (содержания) этого объекта, а понимание незнакомого объекта предполагает подбор в своей памяти (или в окружающей среде) аналогичной структуры, которая будет релевантна познаваемому объекту, но будет отличаться деталями (так возникает метафора – передача содержания одного объекта через другой); поэтому ведущей мыслительной операцией на этапе понимания, на этапе поиска решения является
аналогия (определяемая как сходство смысловых структур), а наиболее важную роль здесь играет память особого рода (Д. Хокинс). Если данная ментальная схема не осознается, тогда она функционирует в качестве «неявного знания» (С. Бродерс).
Отсюда несколько следствий, непротиворечиво связывающих частным образом
ментальные схемы, средства их экспликации (операционализации), неявное знание,
когнитивный перенос и понимание (решение задач).

Ключевые слова: пространственный характер ментальной репрезентации знания (значения, смысла), неявное знание, мыслительная операция «аналогия», когнитивный перенос, партикуляризация ментальной схемы, операционализация ментальной схемы

The spatial nature of the mental representation of knowledge and the possibility of its translating with the help of analogy as the basis of understanding

S.L. Belykh

Project abstract

A number of studied cognitive phenomena can be integrated into a coherent picture on the basis of a construct “spatial nature of mental representation of knowledge (meaning, sense)”. Solution method: A mental scheme (representation) of meaning or sense always has an abstract spatial structure that requires particularization for understanding of a specific object (J.-F. Rischard). It is the invariant basis of the material meaning (tenor), and understanding unfamiliar object implicates search for an analogous structure in one’s memory (or environment) that will be relevant to the cognizable object, but dissimilar in details. This way a metaphor — translation of one object through another -appears. Therefore, the prime mental operation on the understanding and problem solving stages is the analogy, defined as semantic structures similarity, and a certain type of memory plays the most important part (D. Hawkins). If the mental scheme is not conscious, then it functions as “implicit knowledge” (S. Broaders).

This results in several consequences, which particularly bind in harmony mental schemes, their explication (operationalization) means, implicit knowledge, cognitive transfer and understanding (problem solving).

Key words: spatial nature of mental representation of knowledge (meaning, sense), implicit knowledge, mental operation «analogy», cognitive transfer, particularization of mental scheme, operationalization of mental scheme.

 

About u2404915

Запись опубликована в рубрике Интеллект в научном исследовании, Что такое интеллект? с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии закрыты.