УМКД: Познавательная деятельность: диагностика и развитие

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

ОБЩЕИНСТИТУТСКАЯ  КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

   

Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

Направление 5406б00 «Педагогика»

(бакалавриат)

профиль подготовки – Детская практическая психология

Курс 4, семестр 8

Форма обучения – очная

Общая трудоемкость 104 часа,  2 зачетные единицы

Лекции – 28 ч.

Практические занятия – 24 ч.

Самостоятельная работа – 52 часа

Зачёт  – 8 семестр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ» соответствует требованиям ГОС ВПО направления подготовки 5406б00 «Педагогика» (бакалавриат) профиль подготовки – «Детская практическая психология»,  год утверждения: 2005.

Учебная дисциплина «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ» входит в цикл курсов общепрофессиональных дисциплин, изучается в 8 семестре в объеме 1,5 кредита (общее количество аудиторных часов – 52).

Основными требованиями к первоначальному уровню подготовки учащихся являются знания в области общей, возрастной психологии, общей педагогики психодиагностики. Студентам необходимо владеть знаниями о специфике психологического развития детей в разные возрастные периоды; иметь базовые знания о познавательных процессах, иметь представление о формах и методах педагогического управления развитием ребенка, об основных образовательных технологиях.

Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная дисциплина: психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования; дополнительное образование; образовательная деятельность.

Данный курс – авторский. Основная идея курса – понимание познавательной деятельности как целостной сферы психической активности (условность деления на отдельные функции или процессы) и ее онтогенетической специфики в дошкольном возрасте. Поэтому каждый познавательный процесс рассматривается как одна из сторон познавательной деятельности в целом. С этой точки зрения, управление умственным развитием ребенка должно опираться на системное представление об устройстве познавательной сферы. Важным аспектом курса является его ориентированность на современные взгляды в науке, в особенности на когнитивную психологию.

В познавательной деятельности можно выделить два уровня, один из которых – это уровень воспроизведения усвоенных познавательных стереотипов, а другой – уровень управления процессом, или субъектный уровень. Эффективное управление развитием познавательной сферы и формированием познавательных способностей будет заключаться в актуализации у ребенка субъектного уровня регуляции.

Педагогическая психология определяет субъектность познавательной деятельности через управление, рефлексию, саморегуляцию деятельности, которые, в свою очередь, связаны со способностью к структурным преобразованиям исходной информации в ментальном плане, со способностью направленно формировать новые структуры, включая способы преобразования ситуации, с выходом на метауровень.

В когнитивной психологии процесс понимания чаще всего в конечном итоге рассматривается как способность человека «партикуляризировать (воссоздавать) схему (структуру)» понимаемой информации, что выходит за пределы простого воспроизведения познавательных стереотипов и с обязательностью включает рефлексивные моменты.

Таким образом, субъектность в познавательной деятельности можно операционализировать в том числе через способность к формированию структурно определенных ментальных репрезентаций исходной информации, а также собственной позиции в этом процессе.

В основе курса лежат следующие теоретические конструкты: «продуктивное мышление» М. Вертгеймера, «визуальное мышление» Р. Арнхейма, «когнитивные схемы» У. Найссера, «зона ближайшего развития» и «знаково-символический характер мышления» Л.С. Выготского, «эгоцентризм детского мышления», «сенсомоторный интеллект», «конкретные операции», «формальные операции» и др. Ж. Пиаже, «амплификация развития А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, «сонсорные эталоны» А.В. Запорожца, «учебная деятельность» Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, «допонятийные структуры мышления» и «визуально-динамические компоненты мышления» Л.М. Веккера, «содержательное обобщение» В.В. Давыдова, «системная дифференциация как принцип умственного развития» Н.И. Чуприковой, «способы умственных действий» И.С. Якиманской, «операциональная основа действия» П.Я. Гальперина, «творческое мышление» Я.А. Пономарева, «научная рефлексия» новосибирской психологической школы, «ментальная репрезентация» Ж.Пиаже (в совр. трактовке) и некоторые другие.

Особое внимание уделяется таким актуальным для дошкольника направлениям в диагностике познавательной деятельности, как экспертная оценка, целенаправленное наблюдение и наблюдение через обучение. Для диагностики специфики протекания процесса мышления, ментальной репрезентации основных понятий и процессов нами предлагается ряд процедур, имеющих преимущественно наблюдательный характер. Кроме того, предлагается технология формирования специальных вопросов, позволяющих выявлять эту сферу. При этом внимание и ребенка и взрослого специально акцентируется на приемах и способах умственной деятельности, на обобщенных операциях, а не на конкретном содержании отдельных задач, поэтому особое значение придается рефлексивным этапам в работе с ребенком – рефлексия ребенка, рефлексия педагогом и психологом своих ментальных репрезентаций, рефлексия психологом процесса актуализации рефлексий ребенка.

В основе как диагностического, так и развивающего взаимодействия с ребенком лежит способность психолога порождатьметафоры, схемы, вербальные структуры, отражающие специфику метакогнитивного знания. Интерес представляет специальный «алфавит схематизации», разработанный в лаборатории В.В. Давыдова.

Существенную роль в развитии мышления ребенка играет опора на анализ игровой и коммуникативно-ориентированной познавательной деятельности, на основе которого у ребенка формируется адекватная ментальная репрезентация познаваемой проблемы и метауровень ее решения.

В рамках курса рассматриваются ведущие образовательные концепции, раскрывается их психологическая сущность и дается характеристика наиболее интересных технологических находок в этой области.

 

Цель дисциплины – развить и углубить представления о познавательной сфере ребенка, показать место каждого познавательного процесса в этой сфере и развернуто дать перспективу развития познавательной сферы в течение дошкольного возраста, дать углубленные знания о методах диагностики различных сторон познавательной деятельности ребенка в дошкольном возрасте и показать возможность управления умственным развитием в этом возрасте.

Задачи:

Дать целостный взгляд на природу познавательных процессов ребенка в гармоничном единстве всей познавательной деятельности человека, на ее предназначение и развитие;

Обосновать необходимость обращения к метауровню для эффективного управления познавательным развитием.

Познакомить студентов с основными средствами диагностики различных сторон познавательной деятельности дошкольника, уделяя особое внимание наблюдению, диагностике рефлексивных процессов и интроспекции.

Дать психологическое обоснование существующих методов развития познавательной сферы ребенка: образовательных технологий, игровых методик и коррекционных программ.

Разработать рекомендации педагогическим работникам, участвующим во взаимодействии с детьми дошкольного возраста;

Сформировать некоторые диагностические умения по выявлению отдельных форм и процессов познавательной деятельности.

 

По окончании курса студент должен знать:

  • основные подходы к пониманию процесса познания в отечественных и зарубежных психолого-педагогических концепциях;
  • специфику формирования познавательной сферы в процессе развития ребенка;
  • место различных форм и процессов познавательной деятельности дошкольника в перспективе онтогенетического развития ребенка;
  • специфику формирования познавательных структур ребенка в дошкольном возрасте;
  • средства педагогического управления развитием познавательной деятельности ребенка;
  • закономерности функционирования познавательных процессов в дошкольном возрасте.

уметь:

  • выделять существенные связи и отношения в понятийном поле познавательной психологии, проводить сравнительный анализ данных, имеющих отношение к процессу познания дошкольника;
  • диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности у детей разных возрастов;
  • проводить диагностические и развивающие занятия с детьми, имеющие предметом познавательные процессы;
  • разрабатывать рекомендации  субъектам образования по вопросам развития познавательной сферы ребенка;
  • принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре;
  • проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности;
  • проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики;

владеть:

  • практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;
  • современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности;
  • навыками диагностики психического развития детей и подростков.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Тема 1. Познание как всеобщая категория. Различные формы и уровни отражения. Основные функции отражения. Понятие психического образа. Познавательная деятельность, как основная форма активности человека, направленная на адаптацию и развитие человека. Расположение психических процессов на шкале уровней пространственно-временного изоморфизма (Л.М. Веккер). Процессы отражения (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление) и процессы регуляции (память, внимание, эмоции, воля).

 Тема 2. Основные концепции познания. Исследование познавательной сферы в отечественной психологии: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев. Теории интеллекта: Многофакторные и однофакторные модели интеллекта. Интеллект как организация ментального опыта (М.А. Холодная)), теория когнитивного ресурса (В.Н, Дружинин), структурно-динамическая теория интеллекта (Д.В. Ушаков).

Тема 3. Ощущение и восприятие. Феноменология процессов. Психофизика, психофизиология и психология восприятия. Интенсивность и модальность сенсорной информации. Непосредственность отражения и процессы категоризации. Виртуализация восприятия. Сенсорное развитие как предпосылка и основа развития мышления. Развитие ощущения и восприятия в онтогенезе.

Тема 4. Память и внимание. Феноменология. Психофизиологические основы процессов памяти и внимания. Когнитивные теории памяти и внимания. Развитие памяти и внимания в онтогенезе.

 Тема 5. Представление, воображение и мышление. Феноменология процессов. Общие основы представления, воображения и мышления. Роль правого и левого полушарий в осуществлении этих функций (современное понимание). Развитие представления, воображения и мышления в онтогенезе. Их взаимовлияние. Базовое различие концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

 Тема 6. Мышление и речь. Относительная независимость и взаимовлияние этих процессов друг на друга в онтогенезе. Знаково-символическая функция мышления как основа формирования понятийных структур. Основные функции речи, онтогенетическая динамика функций речи. Интернет-общение и новые виды речи.

 Тема 7. Мышление в современной когнитивной психологии: понятие ментальной репрезентации, анализ процесса понимания. Пространственные основы мышления. Концептуальные структуры мышления (М.А. Холодная). Раннее когнитивное развитие (Е.А. Сергиенко).

 Тема 8. Специфические особенности мышления дошкольника. Эгоцентризм детского мышления. Возрастные и индивидуальные особенности умственного развития дошкольника, процессуальные характеристики, типологические и уровневые свойства, приемы и способы умственных действий и т.д.

 Тема 9. Экспертная оценка и наблюдение. Наблюдение как ведущая форма диагностики познавательной сферы ребенка. Экспертная оценка: принципы, условия, признаки, выбор экспертов. Зона ближайшего развития как степень зависимости от помощи взрослого. Обучаемость как способность к переносу.

Тема 10. Тестовая диагностика познавательных процессов дошкольника. Тест как стандартизированная методика. Валидность, надежность, норма. Возрастная адаптация тестовой диагностики. Эксперимент в диагностике познавательной сферы.

 Тема 11. Возможности и условия управления умственным развитием дошкольника. Системная дифференциация как всеобщий принцип развития. Педагогическая психология как психология управления развитием. Соотношение научения и развития, взаимосвязь развития и обучения. Социальная ситуация развития. Развитие познавательной сферы дошкольника в естественных условиях и в условиях образовательного учреждения.

 Тема 12. Образовательные технологии развивающего типа. Зависимость организации образовательного пространства от интерпретации феноменов познавательной деятельности. Образовательные технологии, основанные на обращении к метауровню. Принципы развивающего обучения В.В. Давыдова, различия в обучении теоретическому и практическому мышлению. Основной принцип формирования теоретического мышления – от общего к частному.

 Тема 13. Нарушения познавательной сферы ребенка. Классификация нарушений, МДМ. Виды и формы коррекции мышления. Основная категория учащихся, по отношению к которым школьный психолог может и должен осуществлять коррекционную деятельность в соответствии с нормативными рамками профессии. Этапы коррекции в традиционной практике.

 Тема 14. Диагностико-коррекционное взаимодействие с ребенком. Основные задачи. Возможности и пределы. Техника ведения. Методика способствования формированию у ребенка необходимой системы представлений, соответствующей адекватной познавательной стратегии. Совместная работа по созданию визуально-динамического образа требуемого результата (совместная выработка нужной схемы ООД).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
  2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  4. Белых С.Л. Коррекция познавательной деятельности: синтетический подход // Cogito. Вып. 4. Сборник научных статей по педагогике и психологии / Сост. и ред. С.Ф. Сироткин, А.А. Баранов. — Ижевск, 2001. С.60-69.
  5. Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию  // Психологический журнал. 2008. № 3. С. 120-127.
  6. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред.А.В. Либина.  – М.: Смысл, 2000. – 679с.
  8. Величковский Б. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2-х томах. М, 2006.
  9. Венгер Л.А. , Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1989.
  12. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б., Дьяченко О.М., Говоркова А.Ф., Лаврентьева Т.В.,  Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 1978, 248 с., ил.
  13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  14. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  16. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  17. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб., 2006. 384с.
  18. Гик М.Л., Холиок К.Дж. Когнитивные основы переноса знаний. — М., 1990. — 68 с.
  19. Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972. – 216с.
  20. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с, илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
  21. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. Пер. с англ. — М., 1985.
  22. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.
  23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд.,  — М., 2007. 368с.
  24. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  25. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — 168 с.
  26. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987. – 176с.
  27. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психол. очерк  — М.: Прогресс, 1977. — 261с.
  28. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. – 940с. (Серия «Мастера психологии»)
  29. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
  30. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической   психологии. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. — 176 с. илл.
  31. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
  32. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168с.
  33. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. М., 2000. 432с. (Библиотека практической психологии).
  34. Мид М. Культура и мир детства. — М.:«Наука», 1988. – 429с.
  35. Монтессори М. Разум ребёнка. — М., 1997. — 176 с.
  36. Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду. 2008. №1. С. 83-85.
  37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России. — 1999 — 442 с.
  38. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
  39. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
  40. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.
  41. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
  42. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 е.: ил.
  43. Психология мышления. Тексты. М. 2003.
  44. Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. –  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  45. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса Н.С. – М., 2000. 336с.
  46. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.
  47. Ричардсон Т.Э. Мысленные образы: Когнитивный подход / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2006. – 175с.
  48. Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998. –  232с.
  49. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М: Изд-во АН СССР, 1958.
  50. Савенков А.И. Педагогическая психология. – М., 2009. В 2-х томах.
  51. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988.
  52. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 464с.
  53. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб, Питер, 2006.
  54. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М., 2006. 319с.
  55. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.
  56. Тихомиров О.К. Психология мышления. 3-е изд. стер. — М., 2007. – 288с.
  57. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.-Прага, 1994. — 48 с.
  58. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44с.
  59. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., ИП РАН, 2003.
  60. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. – 2-ое изд, перераб. и доп., СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
  61. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  62. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.,. — М., 2006.
  63. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  64. Шумакова Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления // Вопросы психологии. — 1984. — С.91-95.
  65. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005г. — с. 272.
  66. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985.

Дополнительная литература

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974. – 392с.
  3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336с.
  4. Безруких М.М. Дети с трудностями обучения письму и чтению. Развитие личности ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  5. Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург: Рама-Паблишн, 2009.
  6. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
  7. Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.
  8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, Учимся рисовать фигуры, Учимся находить одинаковые фигуры, Учимся рассказывать по картинкам, Азбука письма: Развивающие тетради.
  9. Белых С.Л. Репрезентирование рефлексий психолога и клиента в коррекции познавательной деятельности // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций. Труды 4-й Международной конференции в 2-х томах. Том. 1 / Под ред. В.И. Максимова. – М: Институт проблем управления РАН. – М., — 2004. С. 48-52.
  10. Бехтель Э.Е., Бехтель А.Е. Контекстуальное опознание. СПб, 2005. 336с.
  11. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  12. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.А. Современная американская психология развития: учебное пособие. — М., 1986.
  13. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. – 365с. с илл.
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1995.
  15. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.- 464 с
  16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2003.
  17. Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике [пер. с англ.]. СПб, 1992. — 42с.
  18. Гуревич К.М.  Развитие и коррекция познавательной деятельности школьников. – М. 1986.
  19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 239с.
  20. Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Академкнига, 2002.
  21. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение,1967.
  22. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
  23. Искусственный интеллект: междисциплинарные исследования./ Под ред. Д.И. Дубровского и др.). М., 2006.
  24. Исследования по когнитивной психологии. /Под общей ред. Е.А. Сергиенко. М.: ИПРАН. 2004.  477 с.
  25. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир: Изд-во Владимир. гос. пед. ин-та, 1972. — 264с.
  26. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: Учеб. пособие. М.-Воронеж, 2004. 480с. (Серия библиотека психолога).
  27. Ментальная репрезентация: динамика и структура. (Коллективная монография) / Под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. – М., 1998.
  28. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. – М., 1981.
  29. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 266 с. Электронная версия: Портал Исследовательской деятельности учащихся «Исследователь.ru»: (раздел «Методика и программы).
  30. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. — М., 1964.
  31. Психология одаренности детей и подростков // Колл. моногр. Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996. 416с.
  32. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. // Богоявленская Д.Б. (отв.ред.), Шадриков В.Д. (науч.ред.), Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. – М., 2003. – 94с.
  33. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. — М., 2001. — 460 с.
  34. Хокинс Д, Блейксли С. Об интеллекте: Пер. с англ. М, 2007. 240с.
  35. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: изд-во МГУ, 1981.
  36. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. –  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  37. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М., 1975.
  38. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А.Красило и А. Новгородцевой. — М., 1995.
  39. Хьюбелл Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М., 1990. 239с.
  40. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М., 2007. 284с.
  41. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции мозга у детей. СПб, 2002.
  42. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. — 1974. -№12. — С. 24-30.

 

Раздел 1. Познавательная сфера ребенка

Тема 1. Познание как всеобщая категория

План лекции:

  1. Различные формы и уровни отражения. Основные функции отражения. Понятие психического образа.
  2. Познавательная деятельность, как основная форма активности человека, направленная на адаптацию и развитие человека.
  3. Расположение психических процессов на шкале уровней пространственно-временного изоморфизма (Л.М. Веккер).
  4. Процессы отражения (ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление) и процессы регуляции (память, внимание, эмоции, воля).

Самостоятельная работа

  1. Выполнить сравнительный анализ философского и психологического подходов к изучению познания.
  2. Показать практикоориентированный характер психологии познания.
  3. Сделать обзор эмпирических исследований познавательных процессов конца 20-начала 21 века.

Литература

  • Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 2000.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд.,  — М., 2007. 368с.
  • Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. — 2-е издание. — М.: Либроком, 2010. — 168 с.
  • Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психол. очерк  — М.: Прогресс, 1977. — 261с.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
  • Пиаже Ж. Генетическая эпистемология // Вопросы философии. — 1993. — № 5.

Тема 2. Основные концепции познания

Лекция

План лекции:

  1. Концепции интеллектуального развития Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
  2. Продуктивное мышление в гештальт-психологии (М. Вертгеймер).
  3. Визуальное мышление Р. Арнхейма.
  4. Исследование познавательной сферы в отечественной психологии: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев.
  5. Понятийные структуры мышления в теории Л.М. Веккера.
  6. Теории интеллекта: Многофакторные и однофакторные модели интеллекта.
  7. Интеллект как организация ментального опыта (М.А. Холодная).
  8. Теория когнитивного ресурса (В.Н. Дружинин).
  9. Структурно-динамическая теория интеллекта (Д.В. Ушаков).

Самостоятельная работа

  1. Выполнить сравнительный анализ зарубежных и отечественных подходов к изучению познавательной сферы.
  2. Показать соотношение между понятиями «мышление», «интеллект», «общие способности», «логика», «понимание».

Литература

  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  • Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. — М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред.А.В. Либина.  – М.: Смысл, 2000. – 679с.
  • Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд.,  — М., 2007. 368с.
  • Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
  • Психология мышления. Тексты. М. 2003.
  • Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. –  М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  • Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М: Изд-во АН СССР, 1958.
  • Тихомиров О.К. Психология мышления. 3-е изд. стер. — М., 2007. – 288с.
  • Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., ИП РАН, 2003.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

Раздел 2. Познавательная деятельность дошкольника

 Тема 3. Ощущение и восприятие

Лекция

План лекции:

  1. Феноменология процессов ощущения и восприятия.
  2. Психофизика, психофизиология и психология восприятия.
  3. Интенсивность и модальность сенсорной информации.
  4. Непосредственность отражения и процессы категоризации.
  5. Виртуализация восприятия.
  6. Сенсорное развитие как предпосылка и основа развития мышления.
  7. Развитие ощущения и восприятия в онтогенезе.

Самостоятельная работа

  1. Рассмотреть и сравнить логарифмическую и степенную зависимость интенсивности ощущения от интенсивности стимула.
  2. Изучить психофизиологию слухового и вестибулярного анализаторов.
  3. Рассмотреть развитие ощущения и восприятия в филогенезе.

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды ощущений. Сенсорная модальность. Органы чувств и анализаторы.
  2. Расположение ощущения и восприятия на шкале уровней изоморфизма.
  3. Закон Вебера-Фехнера.
  4. Свойства восприятия. Факторы целостности восприятия.
  5. Развитие ощущений и восприятия в дошкольном возрасте.

Литература

  • Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
  • Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1989.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  • Грегори Р.Л. Разумный глаз. – М.: Мир, 1972. – 216с.
  • Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1987. – 240с.
  • Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  • Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психол. очерк  — М.: Прогресс, 1977. — 261с.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. — М., 1997. — 176 с.
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России. — 1999 — 442 с.

Тема 4. Память и внимание

Лекция

План лекции:

  1. Феноменология памяти и внимания.
  2. Психофизиологические основы процессов памяти и внимания.
  3. Когнитивные теории памяти и внимания.
  4. Развитие памяти и внимания в онтогенезе.

 Самостоятельная работа

  1. Изучить приемы увеличения продуктивности запоминания.
  2. Рассмотреть когнитивные теории памяти и внимания.
  3. Охарактеризовать синдром гиперактивности как проблему дефицита внимания и сниженного тонуса работы мозга.
  4. Составить программу развития внимания для дошкольника.

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы развития памяти и внимания в онтогенезе.
  2. Виды и типы памяти.
  3. Проблемы запоминания-вспоминания и их решение.
  4. Свойства внимания.
  5. Проблемы развития произвольного внимания в онтогенезе.
  6. Внимание и фокус сознания – число Ингве-Миллера.

Литература 

  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009.
  • Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред.А.В. Либина.  – М.: Смысл, 2000. – 679с.
  • Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте /Дошкольное воспитание. — 1974. -№12. — С. 24-30.
  • Волкова Н. Внимание детей во время занятий /Дошкольное воспитание. — 1971. — №12. — С. 6-9.
  • Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//Хрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. — М., 1976. — С. 184-219.
  • Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте.М.,1979.
  • Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе /Психологический журнал. — 1982. — Т.З. — №5. — С. 54-65.
  • Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. М., 1979.
  • Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания /Дошкольное воспитание. — 1970. -№7. — С. 36-38.
  • Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии. — 1990. — №4. — С. 161-167.
  • Черемошкина Л.В.. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997.

 

Тема 5. Представление, воображение и мышление

Лекция

План лекции:

  1. Феноменология процессов.
  2. Общие основы представления, воображения и мышления.
  3. Роль правого и левого полушарий в осуществлении этих функций (современное понимание).
  4. Развитие представления, воображения и мышления в онтогенезе. Их взаимовлияние.
  5. Базовое различие концепций Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.

 Самостоятельная работа

  1. Обосновать общность процессов воображения и мышления.
  2. Рассмотреть когнитивные теории представления и воображения.
  3. Составить программу развития воображения для дошкольника.

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы развития представления, воображения и мышления в онтогенезе.
  2. Приемы воображения.
  3. Пространственные преобразования в процессе мышления.
  4. Этапы развития мышления, виды мышления.
  5. Стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.
  6. Характеристики допонятийной мысли.
  7. Специфика мышления в дошкольном возрасте.
  8. Функциональная асимметрия мозга и ее проявление в мышлении ребенка.

Литература

  • Безруких М.М., Хрянин A.B. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворукиз детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности // Физиология человека, 2004. Т.30. № 1. С. 50-55.
  • Кураев Г. А., Леднова М. И., Морозова Г. И., Иваницкая Л. Н. Психофизиологические характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста// Мир психологии, 2002. № 1. С. 106-121.
  • Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина — СПб.: Питер, 2006. — 412 с.: ил.
  • Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию  // Психологический журнал. 2008. № 3. С. 120-127.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред.А.В. Либина.  – М.: Смысл, 2000. – 679с.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  • Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. Пер. с англ. — М., 1985.
  • Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. М., 2000. 432с. (Библиотека практической психологии).
  • Ричардсон Т.Э. Мысленные образы: Когнитивный подход / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2006. – 175с.
  • Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988.

Тема 6. Мышление и речь

Лекция

План лекции:

Относительная независимость и взаимовлияние этих процессов друг на друга в онтогенезе.

Знаково-символическая функция мышления как основа формирования понятийных структур.

Основные функции речи, онтогенетическая динамика функций речи.

Интернет-общение и новые виды речи.

 Самостоятельная работа

  1. Обосновать общность процессов речи и мышления.
  2. Рассмотреть когнитивные теории речи.
  3. Составить программу развития речи для дошкольника.

Практическое занятие

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы развития речи в онтогенезе.
  2. Виды и функции речи.
  3. Семантические и лингвистические закономерности в психологии речи.

Литература

  • Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию  // Психологический журнал. 2008. № 3. С. 120-127.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред.А.В. Либина.  – М.: Смысл, 2000. – 679с.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  • Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. Пер. с англ. — М., 1985.
  • Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. М., 2000. 432с. (Библиотека практической психологии).
  • Ричардсон Т.Э. Мысленные образы: Когнитивный подход / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2006. – 175с.
  • Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988.

Тема 7. Мышление в современной когнитивной психологии

План лекции:

  1. Понятие ментальной репрезентации.
  2. Анализ процесса понимания.
  3. Представление как основа мышления.

Самостоятельная работа

Темы для изучения:

  1. Пространственная основа процесса понимания.
  2. Теория визуального мышления Р. Арнхейма.
  3. Продуктивное мышление М. Вертгеймера.
  4. Концепция обучения Дж. Брунера.
  5. Внутренний план действия (Я.А. Пономарев) как важный показатель уровня умственного развития.
  6. Мыслительные операции как операции пространственного преобразования (И.С. Якиманская).

Литература

  • Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981.
  • Гик М.Л., Холиок К.Дж. Когнитивные основы переноса знаний. — М., 1990. — 68 с.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — 336с.
  • Ричардсон Т.Э. Мысленные образы: Когнитивный подход / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2006. – 175с.
  • Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998. –  232с.
  • Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 464с.
  • Солсо Р. Когнитивная психология. СПб, Питер, 2006.
  • Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005г. — с. 272.
  • Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. — М., 1985.

 Тема 8. Специфические особенности мышления дошкольника

 План лекции:

  1. Эгоцентризм детского мышления.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности умственного развития дошкольника: процессуальные характеристики, типологические и уровневые свойства, приемы и способы умственных действий и т.д.
  3. Специфические особенности мышления дошкольника.

Самостоятельная работа

Темы для изучения:

  1. Влияние темперамента на уровень развития мышления.
  2. Эмоции и мышление.
  3. Роль мотивации для повышения эффективности мышления.
  4. Феномены Пиаже как специфические характеристики детского (допонятийного) мышления.

Практическое занятие: Детские вопросы и мышление. Типология детских вопросов (по Н.Б. Шумаковой).

1. Устанавливающие вопросы, направленные на выделение объекта. Наиболее распространенной формой выражения таких вопросов можно считать вопросы в форме «кто?», «что?».

2. Определительные вопросы. Они направлены на определение временных, пространственных, количественных характеристик и свойств объекта. Наиболее распространенная форма выражения: «где?», «когда?», «сколько?», «как?», «какой?», «с какой целью?» и т. п.

3. Причинные вопросы. Эти вопросы связаны с познанием объекта в его многосторонних связях и отношениях. Они направлены на выявление происхождения, сущности, причин, связей и смысла явления: «почему?», «как связаны?» и т. п.

Вопросы первых трех типов могут формулироваться как в общей (например: «Какого цвета предмет?»), так и в конкретной форме («Это красный или синий предмет?»).

4. Вопросы-гипотезы. Эти вопросы связаны с предположениями, с их истинностью: «Может быть, это…?» И т. п.

Литература

  • Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
  • Венгер Л.А. , Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  • Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1989.
  • Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. Пер. с англ. — М., 1985.
  • Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  • Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. – 940с. (Серия «Мастера психологии»)
  • Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
  • Мид М. Культура и мир детства. — М.:«Наука», 1988. – 429с.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. — М., 1997. — 176 с.
  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России. — 1999 — 442 с.
  • Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.
  • Шумакова Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления // Вопросы психологии. — 1984. — С.91-95.

Раздел 3. Диагностика познавательной сферы ребенка

Тема 9. Экспертная оценка и наблюдение

План лекции:

  1. Наблюдение как ведущая форма диагностики познавательной сферы ребенка.
  2. Экспертная оценка: принципы, условия, признаки, выбор экспертов.
  3. Зона ближайшего развития как степень зависимости от помощи взрослого. Обучаемость как способность к переносу.

Самостоятельная работа

Темы для изучения:

  1. Структурированное и свободное наблюдение.
  2. Формирование схемы для структурированного наблюдения.
  3. Признаки наблюдения в зависимости от целей.
  4. Карта Стотта.
  5. Схема Фландерса.

Практическое занятие

Деловая игра: Составление схемы наблюдения/экспертной оценки в соответствии с целью исследования. Процедура определения зоны ближайшего развития и обучаемости.

Литература

  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: Эксмо, 2009.
  • Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М., 1994.
  • Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б., Дьяченко О.М., Говоркова А.Ф., Лаврентьева Т.В.,  Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 1978, 248 с., ил.
  • Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  • Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1964. – 350с.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. М., 2000. 432с. (Библиотека практической психологии).
  • Мид М. Культура и мир детства. — М.:«Наука», 1988. – 429с.
  • Монтессори М. Разум ребёнка. — М., 1997. — 176 с.
  • Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005г. — с. 272.

Примерные темы докладов (сообщений) 

  1. Психологические проблемы обучения чтению.
  2. Ребенок за компьютером
  3. Психологические проблемы обучения письму.
  4. Комплексная диагностика познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников.
  5. Рефлексивный подход к коррекции познавательной деятельности.
  6. Интеллектуальная активность дошкольника.
  7. Современная зарубежная психология развития.
  8. Амплификация развития и мышление дошкольника.
  9. Структура познавательной деятельности дошкольника.
  10. Искусственный интеллект: междисциплинарные исследования.
  11. Раннее когнитивное развитие.
  12. Психологические механизмы мышления человека.
  13. Ментальная репрезентация: общая характеристика.
  14. Исследовательское поведение и мышление.
  15. Интеллектуальная одаренность в дошкольном возрасте.
  16. Современные представления об интеллекте: роль памяти.
  17. Ментальное развитие человека.
  18. Минимальные дисфункции мозга у детей.

 Вопросы (задания) к зачету

  1. Провести анализ выполнения любой задачи или игры по специальному алгоритму.
  2. Определить оптимальную модальность репрезентации исходных данных в задаче.
  3. Разработать стратегию преобразования и решения задачи.
  4. Разработать (придумать) адекватные способы и средства для транслирования ментальной репрезентации.
  5. Описать на примерах характерные приемы транслирования ментальной репрезентации.
  6. Определить оптимальность познавательной стратегии.
  7. Рассказать о визуализации как об этапе решения задачи, необходимом для понимания. Создание схемы.
  8. Выявить ключевые ходы в игре, ведущие к выигрышу.
  9. Обозначить критерии диагностики стратегии, используемой партнером-клиентом (использование внешних параметров поведения в качестве критериев благодаря их сопоставлению с этапами игры или решения задачи, с игровой задачей, с их условиями и содержанием).
  10. Продемонстрировать на примере навыки интроспективных и внешних наблюдений, построения собеседований, необходимых для диагностики стратегий.
  11. Выполнить методику с последующим осмыслением собственных данных.
  12. Оценить информационную и практическую ценность методики, выявить и классифицировать основные интерпретационные данные (информационные источники).
  13. Разобрать предложенную ситуацию с точки зрения диагностико-коррекционного взаимодействия.
  14. Перечислить основные причины плохой успеваемости.
  15. Составить план занятия по развитию воображения на заданное свойство.
  16. Проанализировать полученные в рамках курса впечатления и выводы относительно собственной судьбы.
  17. Отрефлексировать: а) возможную причинную обусловленность выявленных фактов, б) их субъективную ценность  в) собственные аналитические возможности интерпретации имеющейся в тесте информации.

Технологическая карта дисциплины

(при балльно-рейтинговой и кредитно-модульной системе)

 

Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины

в учебном плане

Количество часов в учебном плане

Форма отчетности

Курс, семестр

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ

бакалавриат

Курс по выбору

52

зачёт

4 курс, 8 семестр

 

Смежные дисциплины по учебному плану:

  1. Возрастная психология.
  2. Педагогика.
  3. Педагогическая психология.
  4. Психолого-педагогический практикум.
  5. Психодиагностика ребенка.
  6. Современные концепции воспитания и обучения.
  7. Основы коррекционной педагогики специальной психологии.
  8. Психологическая служба.

 

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений на входе)

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

1. Психический образ: феноменология, уровни. дискуссия Аудиторная, лекция

1

4

2. Общая характеристика познавательной сферы. дискуссия Аудиторная, лекция

1

4

Итог по вводному модулю:

2

8

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)

 

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

1. Этапы развития познавательной сферы в онтогенезе. Дискуссия

презентация

консультирова-ние ребенка

Аудиторная, практическое занятие

3

10

2. Проблемы познавательной сферы в когнитивной психологии. Презентация, дискуссия Аудиторная, практическое занятие

3

10

3. Специфические особенности познавательной сферы дошкольника. Презентация, дискуссия

результаты наблюдения

Аудиторная, практическое занятие

3

10

4. Организация наблюдения и проведение экспертной оценки. презентация

результаты наблюдения и оценивания

Аудиторная, практическое занятие

3

10

5.Стандартизация методов диагностики познавательной сферы дошкольника. Групповая работа Аудиторная, практическое занятие

3

10

6.Развитие познавательной сферы в естественной среде и в ОУ. Дискуссия

презентация

Аудиторная, практическое занятие

3

10

7.Сравнительный анализ образовательных технологий в контексте развития умственных способностей. Конференция Аудиторная, практическое занятие

3

10

8. Проблемы развития познавательной сферы органической природы и педагогическая запущенность. Презентация

дискуссия

Аудиторная, лекция

3

10

9. Диагностико-коррекционное взаимодействие с ребенком. Деловая игра Аудиторная, практическое занятие

4

10

Итого по базовому модулю:

31

90

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание  текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное  количество баллов

4. Разработка рекомендаций для учителей и родителей по проблеме развития познавательной сферы ребенка опрос Внеаудиторная, самостоятельная работа

1

2

5. Подготовка выступления к конференции с эмпирическими данными выступление Внеаудиторная, самостоятельная работа

1

3

Итого по доп. модулю:

2

5

Итого:

17

90

Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации 31 балл.

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 16 баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: выполнить все задания к самостоятельной работе.

 

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по неуважительной причине: выполнить основные и дополнительные задания к самостоятельной работе.

Комментарии закрыты.