Примеры диагностико-коррекционного взаимодействия (реальные протоколы)

Пример 1

Запрос. Ребенок учится в 1 классе. Плохая память. Плохо запоминает стихи.

Содержание собеседования

Мама: Ребенок плохо запоминает стихи. Наверное, у него плохая память.

Психолог: Он на других предметах тоже плохо запоминает материал? Или только стихи плохо получаются

Мама: Пожалуй, только стихи. Правила по математики и русском нормально помнит, хотя предпочитает  пересказывать своими словами.

Психолог: Насколько плохо он запоминает стихи? Что вы считаете плохим запоминанием? В чем это выражается?

Мама: Ну… Читает две строчки, затем пытается повторить, но чаще всего повторяет с ошибками. Хотя короткие строчки обычно повторяет. Но когда нужно все соединить в полное стихотворение, все равно путается.

Итог: в целом мальчик учится хорошо, правила запоминает нормально, испытывает проблемы только в запоминании стихов и песен. При этом хорошо запоминает содержание стихотворения и пересказывает его своими словами.

Диагностико-коррекционное взаимодействие

Ребенку дается четверостишие, он его читает вслух, затем пересказывает своими словами, при этом, вспоминая, смотрит вверх, в пространство, при пересказе использует все же большую часть словосочетаний из заданного четверостишия, но упуская некоторые предлоги, междометия, путая паузы и неверно расставляя ударения стихотворного размера. Из этих наблюдений можно сделать выводы о том, что:  1. у мальчика нет проблем с памятью, так как он запоминает содержание стихотворения и даже многие слова из него. 2. Познавательная стратегия ребенка — запоминание содержания без связи с точной формой текста. Это репрезентация смысла, значения, то есть ребенок думает о том, о чем говорится в стихотворении, и понимает его. 3.  Путаные паузы и неритмичная организация текста наводят на мысль о том, что есть проблемы с ритмом.

Итак, предположительно, у ребенка есть проблемы с чувством стихотворного размера. Скорее всего проблемы с чувством ритма.

Психолог дает ему задание на повторение ритмично организованных хлопков. Ребенок не справляется даже с простыми заданиями.

Дополнительные упражнения с запоминанием коротких стихотворных строк из 3-4 слов: мальчику удалось воспроизвести короткие строчки без ошибок, но чувствовалось, что он их просто запомнил буквально. Удлинение фразы до 8-9 слов (2 строчки) привело к ошибке. Тогда психолог специально стал обращать внимание ребенка на ритмическую организацию: сначала чтение с одновременным отбиванием ритма (психолог сам отбивает ритм рукой ребенка), затем при воспроизведении по памяти психолог сначала задает ритм, и на фоне ритма ребенок произносит текст. Если это не получается, психолог снова просит прочесть стихи по книге, акцентируя внимание на том, какие слоги ритмические (на них приходятся удар рукой), и сколько ударов рукой в каждой строчке. Пробуем рисовать ритм над строчками – либо в виде точек-тире, либо тире и вертикальные палочки, либо как кардиограмму. С третьей попытки стихотворение запоминается правильно. В следующем стихотворении мальчик сразу считает ритм, что помогает ему справиться с заданием, делая меньше ошибок.

ЗБР: подсказки и помощь понимает быстро, сразу старается выполнить, хотя не всегда получается. Обучаемость скорее всего высокая – увидев, ка можно нарисовать ритм над словами, легко делает то же самое в другом стихотворении с другим ритмом.

Реальная проблема клиента

Вывод по предыдущим этапам: проблема ребенка – плохое чувство ритма и структурной организации материала, а вот память, скорее всего, нормальная, так как правила он запоминает хорошо. И мышление на высоком уровне, о чем свидетельствует смысловая репрезентация содержания стихотворения. Рекомендуется дальнейшая диагностика, нейропсихологическая, так как возможны первичные нарушений восприятия.

У ребенка либо проблемы восприятия слуховой информации, так как наблюдается нарушение чувства ритма, либо несогласованность работы слухового анализатора и речепорождающих механизмов (проблемы взаимодействия модальностей).

Меры по оказанию помощи, рекомендации

Проблема решается с помощью тренировки.  Для повышения ее эффективности в данном случае можно задействовать рефлексию ребенка, так как общий уровень интеллекта ребенка достаточный. То есть, если помочь ребенку в осознании проблемы, он сможет контролировать свое чувство ритма, постепенно доводя его до автоматизма. В заучивании стихов рекомендуется использовать ту методику, которая использовалась на предыдущем этапе – дублировать ритм стихотворения отбиванием руки, считать ритм, соотносить ритмические отбивания с определенными словами и слогами.

Объекты осознания для ребенка: чувство ритма (слуховое, сенсорно-кинестетическое), ударение, стихотворный размер. Дополнительный объект осознания и обдумывания, позволяющий улучшить коррекционный процесс за счет мотивации – это понятие художественного образа, который в стихотворении выражается иначе, чем в прозе, поэтому ритм, как художественное средство выразительности, играет здесь огромную роль.

Осознать ребенку основные моменты помогает психолог в присутствии родителей (чтобы они были в курсе), а далее все это продолжать могут и родители после консультации с психологом.

В данном случае после взаимодействия с психологом, выполнения упражнений на соотнесение ритма руки и ритма стихотворения, а также рисования ритмических закономерностей ребенок смог воспроизводить простые ритмические хлопки и небольшие ритмически организованные фразы.

Для формирования чувства художественного образа можно посоветовать водить ребенка на занятия театрального кружка, художественного чтения или в хор.

Родители могут также проводить с ребенком различные упражнения на развитие чувства ритма – игры в хлопки, слушание музыки, отбивание ритма рукой.

Слуховое восприятие желательно подкреплять и иллюстрировать визуальным и кинестетическим изображением ритма.

Ни в коем случае не превращать занятия в формальное мероприятие, все время поддерживать высокий уровень мотивации.

 

Пример 2

(протокол студентки З.К.

4 курс ИППСТ)

Имя ребёнкаА.

Возраст6 лет

Родители:

Отец работает следователем, часто пьёт.

Мать работает на заводе – рабочая.

Уровень благополучия отношения в семье низкий, так как отец часто выпивает

Запрос со слов родителей

У А. проблема с ощущениями, так как он не может сразу определить на ощупь, что держит в руках. Он определяет какой это предмет позже ребят из своей группы на несколько секунд.

Диагностико —  коррекционное взаимодействие

Занятие первое

Испытуемому завязываю глаза и даю инструкцию: «Разверни руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования ты будешь ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, скажи какие ощущения ты испытывал. Всё, что будешь ощущать, говори вслух.» Кладу на руку испытуемому булавку (на 10 секунд). А. молчит, только брови задёргались, напряжённо думает. Через 5-6 секунд: «Что-то лёгкое, прохладное». Кладу следующий предмет — вату. Через 4-5 секунд: «Щекотно! Мягкое, лёгкое.» Следующий предмет — ключ. Примерно через 5 секунд : «Холодное, тяжелее остальных». Кладу ластик. А: » Липкое, небольшого размера». Следующий предмет — небольшая статуэтка тигра из глины, покрытая лаком. Секунд через 6: «Что-то длинное, как моя ладонь, тяжелое, прохладное. Кристина, я устал.» Прячу предметы, открываю глаза испытуемому.

После отдыха, через 3 минуты, провожу вторую серию исследования. Завязываю А. глаза, даю инструкцию: «Разверни руку ладонью вверх. Во время исследования ты будешь ощущать некоторое воздействие. Тебе разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Говори о тех ощущениях, которые ты будешь испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки.» Предъявляю те же предметы из набора, сохраняя последовательность и длительность тактильного распознавания 10 секунд. Кладу на ладонь булавку. Через 4 секунды А.: «Это булавка. Маленькая, лёгкая».  Следующий предмет вата. Секунды через 3-4 А: «Мягкое, пушистое…это кусок ваты». Убираю вату, кладу ключ. Подумав секунды 2-3 А. говорит: «Холодное, тяжёлое… это ключ». Кладу ластик. Через три секунды: «Что-то, похожее на маленькую коробочку (пытается понюхать).Это резинка (так он называет ластик).» Следующий предмет статуэтка тигра. Через 4 секунды А. говорит: «Гладкая фигурка какого-то животного». Развязываю испытуемому глаза. Спрашиваю: «А., расскажи как ты угадывал предметы? Когда легче было распознавать предметы, когда сложнее?» А.: » Я пытался определить предмет по его весу. Во второй раз было намного легче угадать предметы, ведь их можно было потрогать.»

Рекомендации после первого занятия психологу     

На следующем занятии предложить А. назвать свойства (физические, культурные) тех же предметов, что были на 1 занятии. Проговорить какие свойства предметов бывают. После предложить ему назвать свойства других предметов.

Страдает рефлексия. Проблема не с репрезентацией сенсорных форм, а с репрезентацией названия предмета.

Диагностико-коррекционное взаимодействие

Занятие второе

Спрашиваю у А.: «Какие свойства предметов ты знаешь?» Он задумался. Я подсказала: «Сравни предметы, которые ты вчера угадывал.» Предметы выкладываю перед А. Он берёт каждый предмет по очереди, ощупывает их. А.: «Вата мягкая, пушистая а статуэтка твердая. Ключ металлический». «Молодец! Ты назвал физические свойства предметов. Скажи, для чего нужен каждый предмет. Как мы используем эти предметы в жизни?» А. подумал и сказал: » Булавка нужна для того, чтобы зацеплять что-нибудь, вата- смазать ранку йодом, ключ- открыть дверь, резинка, чтобы стереть карандаш, а статуэтка… для украшения.» «Правильно. Если знать и проговаривать свойства предметов будет легче их называть и угадывать с закрытыми глазами. Сейчас я предлагаю тебе назвать свойства других предметов: кусок ткани, кусок дерева и металлический шарик. Помни, что к физическим свойствам предметов относится масса, цвет, запах, форма, длина, твердость, температура. А к культурным свойствам- как связана форма с его предназначением.» А.: «Кусок ткани гладкий, белого цвета, его можно загнуть. Даже не знаю для чего его можно использовать… может что-нибудь протирать… Кусок дерева светлый, шероховатый. Из него уже ничего не сделать… Металлический шарик прохладный, тяжелый, круглый, гладкий.» «Молодец. Учись сравнивать предметы и проговаривай свойства предметов вслух. Ты хорошо умеешь думать, но ты не умеешь называть свои мысли.»

Рекомендации ребёнку, родителям

Страдает рефлексия. Проблема не с репрезентацией сенсорных форм, а с репрезентацией названия предмета. Необходимо чаще называть свойства предметов, проговаривать их вслух: по дороге в детский сад, вечером дома, в любое свободное время. Например: «Какая у нас сковородка, а чем она отличается от кастрюли?» и так далее.

Комментарии закрыты.