Аналогия как основное умственное действие на этапе поиска решения

Белых С.Л. Аналогия как основное умственное действие на этапе поиска решения // Тезисы докладов 5-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. Ч.4 / Отв. ред. В.А. Журавлев, С.С. Савинский. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2001. С.15-17.

 

Традиционно аналогию принято считать эффективным средством поиска творческого решения, причем в подавляющем большинстве источников аналогия даже не фигурирует в качестве приема умственных действий. Но сведение в систему целого ряда достаточно известных научных фактов позволяет утверждать, что аналогия имеет на это не меньше прав, а на наш взгляд, даже больше. Причем аналогия является обязательной и самой начальной мыслительной операцией в процессе решения абсолютно любой проблемы, задачи, начиная с математических и кончая филологическими и житейскими. Для того, чтобы это понять и принять, нужно сделать несколько поправок к обычным определениям, которые даются аналогии в учебниках логики.

Во-первых, аналогия – это не операция, с помощью которой можно сделать умозаключение (т.е. вывод о правильности), это операция самостоятельная, имеющая ценность подбора вариантов решений, а не их выбора. Авторы же учебников начинают параграф так: «Умозаключения по аналогии» [].

Во-вторых, главное качество аналогии, благодаря которому становится возможным поиск решений – что она позволяет найти такую информацию, которая имеет с источником структурное сходство. То есть, по нашему мнению, аналогия – это ассоциация по структурному сходству, и под это определение подпадают любые примеры аналогий, рассмотренные различными авторами [].

Структура – это та информация, которая считывается с любого источника самой первой,[1] и это та информация, которая лежит в основе эмоционального реагирования – животное реагирует на новую ситуацию так, как на аналогичную из числа тех, что хранятся в его памяти (как генетической так и обычной). Одна и та же структура, обрастая разными деталями, может приобрести различное значение (содержание). В основе любой схемы лежат структурные характеристики. Наконец, такой художественный прием, как метафора, основан именно на аналогии.[2] Структура может иметь пространственные, смысловые, временные, количественные отношения (см. общую теорию систем).

Решение любой задачи (а не только творческой) начинается с представления исходных данных (этап ментальной репрезентации, если воспользоваться терминами когнитивной психологии), и понимания того, как они соотносятся между собой. Именно на этом этапе в действие вступает операция аналогии. Например, чтобы заключить, что все исходные данные укладываются в какую-то математическую или физическую формулу, нужно понять, в каких смысловых отношениях они находятся, и уж по аналогии этих отношений подобрать к ним соответствующую формулу.

В модели процесса творческого мышления, разработанной в рамках новосибирской школы, показано, что активность мозга во время решения творческой задачи постоянно перемещается из одного полушария в другое, причем эффект «эврика» соответствует моменту перехода из правого полушария в левое, то есть в правом полушарии собранная информация структурируется в некую систему, а потом передается левому, которое выполняет функцию осознания уже найденного решения и логической его проверки. В этой модели отсутствует только описание того, по какому же принципу структурируется информация. Наше мнение – это происходит через аналогию, множественный подбор различных структур, которые так или иначе позволяют вписать большинство единиц исходной информации. Это, фактически, механизм дивергентного мышления: только аналогией можно объяснить способность человека находить одновременно множество решений.

Таким образом, мышление человека, по сути, не логично, а аналогично, логика же является заключительным этапом проверки решения (причем не любого) и средством перекодирования найденного решения в языковую (линейную, протянутую во времени) форму, для того, чтобы удобней было сообщить информацию кому-то.

Если согласиться с нашей моделью мыслительного акта, то можно объяснить наиболее сложные моменты мышления, связанные с озарением, с моментом «вспоминания», «нахождения», «узнавания» нужной формулы или очередного промежуточного или окончательного решения. Но самое главное, становится возможным эффективное управление процессом мышления, развитие мыслительных способностей.

Добавить комментарий