О проблему мотивации немало копий сломано. Особенно если это мотивация учения. Кто работал в школе, отлично понимает, что мотивация учения — это не просто ключевая категория в системе образования, это ведущая ключевая категория.
Специалисты знают, что лучшие образовательные технологии — те, что опираются на приемы и техники формирования внутренней мотивации. В последние годы появился даже термин «мотивационная одаренность» (А.А. Попов) — видимо, от отчаяния, что ничего нового изобрести не получается. Но изобретение нового термина, к сожалению, ничего нового не добавило к тому, что было известно ранее.
.
Тут весьма уместно написать банальную фразу — «Всё новое — это хорошо забытое старое».
На самом деле все самое главное в этой теме — «Как сформировать мотивацию учения» — уже написано. В России лучше всего об этом написано у основателя системы развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова, у его учеников и соавторов, например, у А.К. Марковой, а затем у основателей «Проблемного подхода»и (чьи идеи сейчас беззастенчиво воруются основателями всяких мотивационных тренингов и коуч-курсов).
Краткая суть: внутренняя мотивация учения и познания формируется тогда, когда ребенок погружается в ситуацию, где ему жизненно необходимо решить некую проблему. И эта проблема не должна ему навязываться, он должен сам её обнаружить и захотеть решить.
Эта же самая идея лежит в основе тоже давно созданной, но до сих пор очень актуальной теории/технологии «Коллективная творческая деятельность» И.П. Иванова.
Интересно, что эти идеи о том, в каких условиях лучше всего формируется мотивация, фактически параллельно возникли в России в исследованиях В.В. Давыдова и в Америке в экспериментальной психологии. Только в России эта идея получила интенсивное развитие, глубокую проработку и прочное научное и практическое обоснование, а в Америке идея проявлялась частным образом в ряде очень интересных и остроумных экспериментов.
Представленная ниже статья — как раз рассказ об американских экспериментах. Они гораздо удобнее для восприятия и понимания широкой публикой, чем серьезные научные труды российской психолого-педагогической школы, поэтому о них надо рассказывать, их надо публиковать, в них надо вглядываться. И не забывать при этом о достижениях отечественной науки.